Симулированный пациент и ролевая игра как методы развития коммуникативных навыков и эмпатии у студентов-медиков
https://doi.org/10.34680/2076-8052.2024.4(138).635-642
Аннотация
Авторами разработан метод психообразовательной психотерапии в рамках восстановительного лечения пациентов врачами общей практики с использование коммуникативных навыков. Представлен курс, включающий ролевую игру с участием симулированных пациентов, нацеленный на развитие коммуникативных навыков и эмпатии у студентов-медиков. В статье проанализирована степень успешности студентов-медиков развить коммуникативные навыки и эмпатию, используя ролевую игру со симулированным пациентом для дальнейшего применения в практической медицине в рамках психообразовательной психотерапии для эффективного общения с пациентами. Авторы разработали учебный модуль, отличный от традиционного обучения коммуникации. В качестве оценочного средства использовался чек-лист экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза». Эмпатия оценивалась с помощью опросника CARE. Показана демонстрация студентами-медиками дифференцированное вербальное и невербальное коммуникативное поведение в ходе ролевой игры. В рукописи отмечено, что предложенная методика имеет явные преимущества и может потребоваться более подробное обучение невербальному общению, чтобы повысить осведомленность студентов об этом типе общения с целью повышения эффективности взаимодействия врача и пациента. Представленные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что предложенный метод обучения коммуникативным навыкам – ролевая игра с симулированным пациентом – позволяет в значительной степени развить коммуникативные навыки и эмпатию у студентов-медиков.
Об авторах
В. В. ГлущенкоРоссия
Глущенко Вита Валентиновна – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедры.
Великий Новгород
Н. Н. Ильяшенко
Россия
Ильяшенко Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент.
Великий Новгород
И. В. Иванов
Россия
Иванов Илья Витальевич – студент.
Великий Новгород
Список литературы
1. Bertakis K. D., Azari R. Patient-centered care is associated with decreased health care utilization // The Journal of the American Board of Family Medicine. 201. 24 (3). 229-239. DOI: 10.3122/jabfm.2011.03.100170
2. Vogel D., Meyer M., Harendza S. Verbal and non-verbal communication skills including empathy during history taking of undergraduate medical students // BMC Medical Education. 2018. 18 (1). 157. DOI: 10.1186/s12909-018-1260-9
3. Bosse H. M., Schultz J. H., Nickel M., Lutz T., Moltner A., Junger J., Huwendiek S., Nikendei C. The effect of using standardized patients or peer role play on ratings of undergraduate communication training: a randomized controlled trial // Patient Education and Counseling. 2012. 87 (3). 300-306. DOI: 10.1016/j.pec.2011.10.007
4. Ekhtiari H., Rezapour T., Aupperle R. L., Paulus M. P. Neuroscience-informed psychoeducation for addiction medicine: A neurocognitive perspective // Progress in Brain Research. 2017. 235. 239-264. DOI: 10.1016/bs.pbr.2017.08.013
5. Unterecker S. Compliance and Psychoeducation // Riederer, P., Laux, G., Mulsant, B., Le, W., Nagatsu, T. (eds) NeuroPsychopharmacotherapy. Springer, Cham, 2020. 1-9. DOI: 10.1007/978-3-319-56015-1_6-1
6. Бакшиханова С. С., Тудупова Т. Ц. Разработка психообразовательной программы для подростков с расстройствами эмоций и поведения // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. 6 (3). 63. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN318.pdf (Дата обращения: 15.04.2024).
7. Powell L. A., Parker J., Weighall A., Harpin V. Psychoeducation Intervention Effectiveness to Improve Social Skills in Young People with ADHD: A Meta-Analysis // Journal of Attention Disorders. 2021. 26 (3). 340-357. DOI:10.1177/1087054721997553
Рецензия
Для цитирования:
Глущенко В.В., Ильяшенко Н.Н., Иванов И.В. Симулированный пациент и ролевая игра как методы развития коммуникативных навыков и эмпатии у студентов-медиков. Вестник Новгородского государственного университета. 2024;(4(138)):635-642. https://doi.org/10.34680/2076-8052.2024.4(138).635-642
For citation:
Glushchenko V.V., Ilyashenko N.N., Ivanov I.V. Role-play and simulated patient as methodologies of developing communication skills and empathy of medical students. Title in english. 2024;(4(138)):635-642. (In Russ.) https://doi.org/10.34680/2076-8052.2024.4(138).635-642